За прошлый год из-за того, что объемы крупных сделок в сферах недвижимости, железнодорожного и авиатранспорта сократились, рынок лизинга снизился на 6%. Это связано, в первую очередь, с карантинными ограничениями, а также с падением спроса на услуги перевозчиков, что привело к уменьшению доли нового бизнеса. Как же будет развиваться сфера лизинга в 2021 году, давайте разбираться.
В первом полугодии 2020 года, вследствие пандемии, наблюдалось стремительное падение рынка лизинга в России – на 22%, однако во втором полугодии ситуация выровнялась, поэтому отрицательная динамика по отношению к предыдущему году составила 6%.
Больше всего сократилась отрасль лизинга недвижимости. В сегментах железнодорожной и авиатехники уменьшение объемов сделок наблюдалось уже с 2019 года, а карантинные меры только усугубили положение дел. При этом рост наметился в сферах строительной и дорожно-строительной техники (18%), скота и сельскохозяйственной спецтехники (77%).
Как двигатель рынка показал себя автолизинг, прибавка в этом сегменте составила 8%. Хоть ограничения и повлияли на снижение спроса на услуги перевозчиков и каршеринг, но во втором полугодии произошел скачок продаж, после отмены жестких картинных мер, и логистические связи с поставщиками автомобилей возобновились.
Основной сценарий, которого придерживаются эксперты, – рынок лизинга будет развиваться, рост по сравнению с 2020-м годом составит 10-15%, это около 1600 млрд ₽. Максимальный прирост продемонстрирует сфера автолизинга – 23%.
Эксперты прогнозируют частичное восстановление сферы лизинга авиатранспорта. Чего не скажешь про сферу железнодорожного транспорта, где наблюдается снижение уже 3 года подряд. Совокупный прирост по прочим отраслям оценивается в районе 9%. Как основной фактор роста называются программы господдержки и реализация нацпроектов.
Отмечается, что пандемия спровоцировала и положительные тенденции, связанные с повсеместным уходом бизнеса в онлайн. Следствием этого стал рост новой отрасли лизингового бизнеса – телекоммуникационное оборудование. Также сами лизинговые компании стали мобильнее и гибче за счет цифровизации множества процессов.
Этот вид лизинга не передает лизингополучателю ни рисков, ни преимуществ владения имуществом. Договор заключается на срок, меньший чем предельный срок работоспособности имущества. Наибольшее развитие операционный лизинг получил в розничных сегментах, рассчитанных на физических лиц, в частности в автолизинге. Дополнительная поддержка в этой области ожидается от программы «Доступная аренда», запущенной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2020 году.
Услуга подписки в контексте операционного лизинга для физических лиц, которая позволяет взять объект в аренду на несколько лет или недель, также помогает продвигать этот вид лизинга в массы. Хорошо себя эта услуга показала в сегменте бытовой техники и электроники.
В сфере железнодорожного транспорта специалисты прогнозируют сохранение слабого спроса на грузоперевозки нефтепродуктов и угля. Рост пассажироперевозок будет напрямую зависеть от скорости ослабления карантинных мер.
Что касается авиа сегмента, то здесь также будет играть роль скорость снятия эпидемиологических запретов, а также выделение государственных гарантий на приобретение самолетов SSJ100.
Автолизинг останется лидером рынка, а удорожание стоимости среднего автомобиля приведет к номинальному росту объемов бизнеса, прежде всего нового. Лизинг автобусов и троллейбусов будет развиваться за счет субсидирования. В целом прогнозируется рост более чем на 20%.
Остальные отрасли покажут рост на уровне 9%. Сегмент морских и речных судов поддержат программы госфинансирования. В сфере сельского хозяйства рост будет обусловлен высокой степенью износа и недостаточной оснащенностью парка спецтехники, а также за счет субсидий. В отрасли строительной и дорожно-строительной техники также ожидается положительная динамика за счет мер государственной поддержки и реализации национальных проектов.